Традиции

Благовещенские суеверия
Птички-Синички
Со днем Благовещения Пресвятой Богородицы, празднуемым 25 марта (7 апреля), связано у русского народа немало любопытных поверий и обычаев, уходящих своими цепкими корнями в седую глубь былых веков.
В канун Благовещеньева дня суеверная деревня приготовляется к встрече великого праздника тем, что сжигает старые, слежавшиеся за зиму соломенные постели, окуривает дымом зимнюю одежину, а местами - и весь домашний скарб свой, думая этим отогнать всякую нечисть, порожденную темными силами зимы - Мораны. В это время суеверный народный опыт советует сжигать белье болящих людей - для защиты от "лихого сглаза" и от "всяческого чарования".
Переступает через порог времен 25 марта - день, встречающий своею зорькой-зоряницею Весну-Красну; а народ честной уже готов приветить его честь-честью, по праздничному; в чистоте всякой, по стародавнему обиходу древнерусскому.
"На Благовещенье и ворон гнезда не завивает!", - гласит седая старина. А уж если ворон-птица чтит-празднует этот день, то человеку подобает и подавно! Исстари заведено на Руси ничего не работать в этот весенний праздник, да не только не работать, а и с огнем не засиживаться. "Кто не чтит Благовещенья, с огнем за работой сидит, - убьет у того в это лето молнией близкого-родного!" - говорят на посельской Руси. "Завьет на Благовещенье гнездо птица - ослабнут у нее крылья: ни летать, ни порхать ей, век свой ходить по земле. То и человек: не будет ему, безбожному, ни в чем спорины, что и птице - без крыльев!"
Придерживающиеся старины люди советуют печь мирские, из общей муки благовещенские просфоры и нести их для освящения к обедне ("вынимать за здравие"). Принеся домой такую просфору, кладут ее сначала под божницу, а после - в закром с овсом, оставляя в последнем до первого ярового засева. Сея яровину, сеятель берет с собой просфору из закрома и носит во все время посева привязанной к сеялке.
Соблюдением этого обычая думают оградить нивы ото всякого "полевого гнуса" (вредных для хлебов насекомых) и вообще заручиться благой надеждой на урожай. Если у кого в хате есть образ "праздника", то ставят его на Благовещеньев день в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, истово-богомольно приговаривая при этом:

"Мать Божья!
Гавриил-Архангел!
Благовестите, благоволите,
Нас урожаем благословите:
Овсом да рожью,
Ячменем, пшеницей
И всякого жита сторицей!"

В малорусских губерниях можно еще и теперь услышать в народе сказание о том, как Богоматерь засевает все нивы земные с небесной высоты. Гавриил-Архангел водит, по словам этого сказания, соху с запряженным в нее белым конем, а Мать Пресвятая Богородица разбрасывает из золотой кошницы всякое жито пригоршнями, а в то же самое время "устами безмолвными, сердцем глаголющим" молит Господа Сил о ниспослании благословения на будущий урожай.
Народные поговорки-присловья, утверждают, дополняя одна другую, что: "До Благовещенья зимним путем либо неделю не доедешь, либо неделю переедешь!", "Каково Благовещенье - таково и Светло Христово Воскресенье!", "На Благовещенье дождь - уродится рожь: густа да колосиста, да умолотиста!", "На Благовещенье солнышко с утра до вечера - об яровых тужить нечего: благая весть будет чего поесть!" и т.д. Но приметы идут в своих вещих предсказаниях и несколько дальше: они говорят, что если на Благовещенье день красный, то весь год будет пожарный. Благовещенский дождик, кроме изобилия ржи, предвещает и грибное лето. Для рыболовов он сулит спорый ход красной рыбы. Благовещенский утренник - тоже сулит какое-либо благополучие в хозяйстве.
С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай выпускать о Благовещенье птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и по селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла, победившего зимнюю стужу студеную, а одновременно как бы приносится бескровная жертва матери-природе. В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим при виде чирикающих пернатых пленниц о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: "Дайте выкуп за птичек, - пташки Богу помолятся!" У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-"веснянок", приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю. Вот одна из них, записанная в Симбирском Поволжье:

"Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Синички-сестрички"... и т. д.

До вечерней зари тешатся на улице ребята малые - старикам на утешение. А все кругом так и дышит желанной близостью весны; благой вестью о ней так и разливается размывчивый теплый воздух, - словно и он вырвался на волю из леденящих оков зимней стужи. Три века тому назад, на Москве, в палатах государевых справлялся-праздновался Благовещеньев день по особому торжественному обиходу-обряду. В канун великого праздника изволил выходить государь ко всенощному бдению, а в самый день его - к обедне, в Верховый Благовещенский собор.
За всенощною совершался патриархом особый "чин хлеболомления". Этот чин состоял в том, что, благословив "благодарные хлебы и вино", патриарх раздроблял первые и подносил целый хлеб с чашею вина государю; затем - остальное раздавалось боярам, детям боярским, служилым людям и всему предстоявшему во храме народу. В царицыны палаты посылались патриархом особые ломти ("укрути") хлеба и кубки с вином; то же - и всему семейству государеву. Это патриаршее поручение исполнял какой-нибудь из ближайших бояр со стольниками - по нарочитому указу.
На самое Благовещение венценосный богомолец, в большом наряде царском, окруженный сонмом бояр в золотых ферезеях, стоял обедню; а затем возвращался в палаты свои. Здесь, "в покоевых хоромах" (в "Комнате" и "Передней"), происходило, по его государеву изволению, кормление нищей братии, собиравшейся кроме того на Аптекарском дворе - под надзором дьяка Тайного Приказа. Кроме рыбных и мучных яств, нищим раздавались - от щедрот царских - деньги. Убогие гости расходились с благовещенской трапезы по стогнам Белокаменной, повсюду разнося благую весть о благочестии и щедротах государевых.

В оглавление...

Православные!


Фото Свято-Никольской церкови с. Вавож

Свято-Никольская церковь с. Вавож, изображение которой во всей первозданной красе Вы можете лицезреть здесь, в конце 50-х годов 20-го столетия была наполовину разрушена: у нее сейчас отсутствуют купол, колокольня и переход между храмом и колокольней. Кроме того, в стадии начала восстановления находится нижний храм, а верхний еще ждет своего часа. В то же время наша церковь — одна из крупнейших в Удмуртии по площади (354 кв. м.) и единственная действующая — двухэтажная.

Мы призываем всех, кому не безразлична судьба российских православных святынь, присоединиться к нам и помочь восстановлению.

Наши данные для перевода средств:

ИНН: 1803002952; р/с: 40703810668150100113 в Вавожском отделении СБ РФ № 4464;
БИК: 049401601; к/с: 30101810400000000601
Приход храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож
Наш адрес: Удмуртская Республика, 427310, с. Вавож, ул. Интернациональная 43.
Наш телефон: (341-55) 2-13-77
Наш e-mail: nikolaxram@udmr.net

Да не оскудеет рука дающего!

© «Православная Удмуртия», 2001-03 гг.

Мы будем рады, если Вы сочтете какой-либо из материалов нашей газеты достойным копирования и использования в своих целях. Мы будем благодарны, если при этом Вы сошлетесь на нашу газету. Если Вы пожелаете использовать материал (статью и/или иллюстрацию), публикуемый нами с чьего-либо милостивого благословения, настойчиво просим Вас обратиться к собственнику материала по указанному нами адресу и спросить у него на это разрешения.

Hosted by uCoz